Исторический экскурс
В XV веке бургундский двор был одним из богатейших в Европе и считался законодателем мод. Бургундский костюм стал эталоном изящества, в нём воплотились основные черты готического стиля.
Этот период истории костюма получил название "карнавала мод". Хотя общее направление моды было связано с готическим стилем, это не мешало одновременно сосуществовать самым разнообразным формам костюма. Носили всякую одежду: длинную, короткую, широкую, узкую. Модный силуэт характеризовался удлинённостью, изысканностью и вычурностью линий.
Наибольшей популярностью пользуются малоудобные изыски: легендарные огромные шлейфы, головные уборы, длинные носки обуви. Нюансы моды в различных странах в этот период выражены не слишком ярко.
Эпоха рыцарей отходила в прошлое, вместе с ней уходила вызванная необходимостью традиция ношения гербовых цветов. Также стиралась понемногу разница между аристократией и богатыми промышленниками, на первое место выдвинулся город и его жители. Сменилось и мировоззрение — суровый аскетизм Средних Веков постепенно уступил место более жизнерадостной доктрине, предвещая Ренессанс. Средневековый культ греховности тела и связанное с этим сокрытие форм оного смещались в сторону большей естественности, от стягивания к окутыванию и облеганию. Все это давало большую свободу в выборе цветов и нюансов покроя одежды.
Костюм знатной дамы XV века
В XV веке пропорции женского облегающего костюма выглядят следующим образом. Линия талии в сюрко - длинная шелковая верхняя одежда - переносится под грудь. Юбка сзади удлиняется шлейфом, который мог достигать нескольких метров длины. Спереди сюрко укорочено, как бы вздернуто в центре на талии. Это позволяет видеть украшенный подол котт - нижнего платья, как правило, узкого одеяния с короткими или длинными рукавами - и создает определенную постановку фигуры — животом вперед, что соответствовало представлениям о красоте женщины. Остроугольное декольте отделывают воротником шалевидной формы, сильно расширенным к плечам. Этот вырез часто закрывают вставкой из прозрачного шелка с вышивкой. Широкий пояс обильно украшен золотыми и серебряными пластинками. Динамичные треугольные формы, повторяясь в головном уборе, лифе, юбке, рукавах, составляют основу выразительности костюма.
Для женского костюма периода "бургундских мод" также характерен удлиненный силуэт, который достигался сочетанием укороченного лифа, длинной юбки и высокого головного убора. Верхним парадным платьем знатных дам был "роб" - платье с укороченной талией (оно подпоясывалась почти под грудью), рукавами с манжетами в виде раструба и распашной спереди юбкой. Декольте платьев чаще всего имело форму треугольника, иногда треугольный вырез был до самого пояса. Его обрамляли мехом, пришивали к нему воротник; впереди этот вырез прикрывался вышитой вставкой из другой, часто прозрачной ткани. У платьев были узкие лиф и рукава, манжеты которых заканчивались раструбами — "бомбард", что зрительно удлиняло руку. Расширенная книзу, ниспадающая складками парчовая юбка переходила в шлейф, длина которого строго регламентировалась. Самый длинный шлейф имела право носить королева, затем — герцогини и принцессы.
Декоративное решение одежды: ткани, цвет, орнамент
В период раннего средневековья наиболее распространенными материалами были лен, домотканый холст, сукно, мех, кожа, восточный и византийский шелка. Расцвет ремесленного производства в городах в готический период привел к развитию ткачества, расширению ассортимента и повышению качества тканей, разнообразию их орнаментации. Получают распространение шелк, парча, бархат, эластичные сукна.
Цветовая гамма яркая, чистая: огненно-красный, карминовый, небесно-голубой, травянисто-зеленый. В период поздней готики в костюм проникают также своеобразные темные и приглушенные цвета. Например, цвет фов — рыжевато-бурый.
В женском костюме обязательно использовались сочетания контрастных цветов. Например, под сюрко из пурпурной парчи надевали котт синего или зелёного цвета.
Ткани были преимущественно гладкие. Затем становятся модными набивные и тканые узоры с эффектами тиснения, украшенные золотой и серебряной нитью. Рисунок — изображение в круге или ромбе точек, крестов, геральдических животных, птиц с серебряными крыльями и золотыми зубами. С XV в. модны растительные узоры: плоды граната, тюльпаны, гвоздики, розы. Фон и орнамент всегда резко контрастировали по цвету.
Горловина, подол платья, нижний край рукавов и линии соединения проймы с рукавом украшались вышивкой, мережкой, бейками из дорогой отделочной ткани, фестонами, мехом горностая, куницы.
Для отделки костюма использовались элементы объемной орнаментации — ленты, бахрома, кисти. Одежду украшали фестонами, золотыми и серебряными бубенчиками.
Причёски и головные уборы
У женщин в XV в. головные уборы становятся настолько популярны, что прическа теряет свое значение. Согласно моде, лоб, виски и затылок максимально открывали, и женщины даже подбривали волосы на голове, а брови выщипывали. Головные уборы женщин были трех основных видов: высокий цилиндрический убор; сетка, которая поддерживалась полосками ткани, и "эннен".
Самым модным головным убором знатных женщин был эннен — конусообразный и высокий, "словно здание". Он появился при бургундском дворе во второй половине XV в. Чем более знатной была женщина, тем выше был эннен. Изготовливали его из накрахмаленной льняной ткани или из жесткой бумаги, а сверху покрывали дорогой парчой и отделывали бархатом. К нему прикреплялась длинная, до земли, прозрачная вуаль. Такой головной убор предоставлял прекрасную возможность демонстрировать богатство, что было в духе сословных традиций средневековой знати.
Носили знатные дамы в XV в. и эскофьон. Форма этого убора создавалась прической: волосы заплетались в две косы и укладывались над ушами. На прическу, как корона, надевался эскофьон, покрытый сверху золотой сеткой, украшенной жемчугом и металлическими розетками. Валики из кос подбирались под сетку, верхняя часть эскофьона закрывала темя, а нижняя опиралась на золотую сетку, покрывавшую косы. Сзади к эскофьону также прикреплялась вуаль.
В XV веке бургундский двор был одним из богатейших в Европе и считался законодателем мод. Бургундский костюм стал эталоном изящества, в нём воплотились основные черты готического стиля.
Этот период истории костюма получил название "карнавала мод". Хотя общее направление моды было связано с готическим стилем, это не мешало одновременно сосуществовать самым разнообразным формам костюма. Носили всякую одежду: длинную, короткую, широкую, узкую. Модный силуэт характеризовался удлинённостью, изысканностью и вычурностью линий.
Наибольшей популярностью пользуются малоудобные изыски: легендарные огромные шлейфы, головные уборы, длинные носки обуви. Нюансы моды в различных странах в этот период выражены не слишком ярко.
Эпоха рыцарей отходила в прошлое, вместе с ней уходила вызванная необходимостью традиция ношения гербовых цветов. Также стиралась понемногу разница между аристократией и богатыми промышленниками, на первое место выдвинулся город и его жители. Сменилось и мировоззрение — суровый аскетизм Средних Веков постепенно уступил место более жизнерадостной доктрине, предвещая Ренессанс. Средневековый культ греховности тела и связанное с этим сокрытие форм оного смещались в сторону большей естественности, от стягивания к окутыванию и облеганию. Все это давало большую свободу в выборе цветов и нюансов покроя одежды.
Костюм знатной дамы XV века
В XV веке пропорции женского облегающего костюма выглядят следующим образом. Линия талии в сюрко - длинная шелковая верхняя одежда - переносится под грудь. Юбка сзади удлиняется шлейфом, который мог достигать нескольких метров длины. Спереди сюрко укорочено, как бы вздернуто в центре на талии. Это позволяет видеть украшенный подол котт - нижнего платья, как правило, узкого одеяния с короткими или длинными рукавами - и создает определенную постановку фигуры — животом вперед, что соответствовало представлениям о красоте женщины. Остроугольное декольте отделывают воротником шалевидной формы, сильно расширенным к плечам. Этот вырез часто закрывают вставкой из прозрачного шелка с вышивкой. Широкий пояс обильно украшен золотыми и серебряными пластинками. Динамичные треугольные формы, повторяясь в головном уборе, лифе, юбке, рукавах, составляют основу выразительности костюма.
Для женского костюма периода "бургундских мод" также характерен удлиненный силуэт, который достигался сочетанием укороченного лифа, длинной юбки и высокого головного убора. Верхним парадным платьем знатных дам был "роб" - платье с укороченной талией (оно подпоясывалась почти под грудью), рукавами с манжетами в виде раструба и распашной спереди юбкой. Декольте платьев чаще всего имело форму треугольника, иногда треугольный вырез был до самого пояса. Его обрамляли мехом, пришивали к нему воротник; впереди этот вырез прикрывался вышитой вставкой из другой, часто прозрачной ткани. У платьев были узкие лиф и рукава, манжеты которых заканчивались раструбами — "бомбард", что зрительно удлиняло руку. Расширенная книзу, ниспадающая складками парчовая юбка переходила в шлейф, длина которого строго регламентировалась. Самый длинный шлейф имела право носить королева, затем — герцогини и принцессы.
Декоративное решение одежды: ткани, цвет, орнамент
В период раннего средневековья наиболее распространенными материалами были лен, домотканый холст, сукно, мех, кожа, восточный и византийский шелка. Расцвет ремесленного производства в городах в готический период привел к развитию ткачества, расширению ассортимента и повышению качества тканей, разнообразию их орнаментации. Получают распространение шелк, парча, бархат, эластичные сукна.
Цветовая гамма яркая, чистая: огненно-красный, карминовый, небесно-голубой, травянисто-зеленый. В период поздней готики в костюм проникают также своеобразные темные и приглушенные цвета. Например, цвет фов — рыжевато-бурый.
В женском костюме обязательно использовались сочетания контрастных цветов. Например, под сюрко из пурпурной парчи надевали котт синего или зелёного цвета.
Ткани были преимущественно гладкие. Затем становятся модными набивные и тканые узоры с эффектами тиснения, украшенные золотой и серебряной нитью. Рисунок — изображение в круге или ромбе точек, крестов, геральдических животных, птиц с серебряными крыльями и золотыми зубами. С XV в. модны растительные узоры: плоды граната, тюльпаны, гвоздики, розы. Фон и орнамент всегда резко контрастировали по цвету.
Горловина, подол платья, нижний край рукавов и линии соединения проймы с рукавом украшались вышивкой, мережкой, бейками из дорогой отделочной ткани, фестонами, мехом горностая, куницы.
Для отделки костюма использовались элементы объемной орнаментации — ленты, бахрома, кисти. Одежду украшали фестонами, золотыми и серебряными бубенчиками.
Причёски и головные уборы
У женщин в XV в. головные уборы становятся настолько популярны, что прическа теряет свое значение. Согласно моде, лоб, виски и затылок максимально открывали, и женщины даже подбривали волосы на голове, а брови выщипывали. Головные уборы женщин были трех основных видов: высокий цилиндрический убор; сетка, которая поддерживалась полосками ткани, и "эннен".
Самым модным головным убором знатных женщин был эннен — конусообразный и высокий, "словно здание". Он появился при бургундском дворе во второй половине XV в. Чем более знатной была женщина, тем выше был эннен. Изготовливали его из накрахмаленной льняной ткани или из жесткой бумаги, а сверху покрывали дорогой парчой и отделывали бархатом. К нему прикреплялась длинная, до земли, прозрачная вуаль. Такой головной убор предоставлял прекрасную возможность демонстрировать богатство, что было в духе сословных традиций средневековой знати.
Носили знатные дамы в XV в. и эскофьон. Форма этого убора создавалась прической: волосы заплетались в две косы и укладывались над ушами. На прическу, как корона, надевался эскофьон, покрытый сверху золотой сеткой, украшенной жемчугом и металлическими розетками. Валики из кос подбирались под сетку, верхняя часть эскофьона закрывала темя, а нижняя опиралась на золотую сетку, покрывавшую косы. Сзади к эскофьону также прикреплялась вуаль.
"Если веришь в добро, может, мир станет добрым скорее..."
-------------------------------
Хранитель Огня - Премия "Золотая Искра - 2006"
-------------------------------
Хранитель Огня - Премия "Золотая Искра - 2006"