Поиск по сайту
искать
Авторизация
 Логин
 Пароль
Забыли свой пароль?
Проблемы с авторизацией?
Регистрация
Рассылки

  e-mail
Изменение параметров
 
Клуб
Форум
Галереи
Премия
Мисс Клуб
Игры
Конкурсы
Опрос
Главная / Куклы и люди


Владивостокские предприниматели вышли на рынок шарнирных кукол для взрослых

В России набирают популярность BJD (ball jointed dolls — шарнирные куклы) — куклы, которыми играют взрослые. Вокруг этого фетиша — красивых и гибких кукол на шарнирах, до степени смешения похожих на людей, только ростом в 10–80 см, — формируется маленький самобытный рынок. Об этом передает ДВ-РОСС.


BJD — куклы из полиуретана, части тела которых соединены шарнирами и натянуты на резинку. Такая игрушка представляет собой гибкий, подвижный объект, способный принимать разные позы и анатомически очень похожий на человека. У кукол BJD хорошо простроенные внешность и имидж: они накрашены, причесаны, красиво одеты и сбрызнуты духами.

Это куклы для взрослых, слишком изысканные штучки, чтобы их по углам таскали дети. Впрочем, детям их тоже иногда покупают, рассказывает Екатерина Зиборова, главный редактор портала DollPlanet.Ru (одного из главных в кукольной индустрии) и коллекционер кукол: «По сравнению с рядовыми куклами, заполняющими полки сетевых магазинов игрушек, BJD выглядят в разы оригинальнее и красивее».

Стоимость кукол BJD способна вызвать удивление у не посвященных в эту субкультуру людей. Минимальный бюджет — 200–400 долларов за 40-сантиметровую куколку не самой раскрученной фирмы, с одним «аутфитом» (набором одежды и обуви). Цена зависит в значительной степени от популярности фирмы-производителя и может доходить до нескольких тысяч долларов.

Купить можно как готовую и одетую куклу, так и «болванку» — и в последнем случае макияж, волосы, вставные глаза и другие детали нужно будет заказывать отдельно. Но именно в такой кастомизации многие ценители BJD находят особую прелесть. Здесь есть элемент игры: покупатель куклы сам создает ей образ, чтобы потом делиться им с друзьями, проводить со своим персонажем фотосессии и ходить по тематическим кукольным вечеринкам, пишет Вера Колерова для iBusiness.

Судя по репликам посетителей самого крупного российского интернет-ресурса на BJD-тематику Bjdclub.Ru, членов русского BJD-сообщества, шарнирных кукол они покупают просто потому, что те магнетически красивы. На них старательно копят деньги — жены втайне от мужей, подростки втайне от родителей. По наблюдениям участников BJD-индустрии, 80% покупателей «шарнирок» — это представительницы женского пола от 18 до 50 лет, остальные — мужчины артистического склада.

Вокруг кукол BJD строится узкий, но любопытный и самобытный сегмент кукольного рынка, который позволяет зарабатывать на хлеб своим немногочисленным адептам и, возможно, станет когда-нибудь почвой для прорастания более масштабных проектов.

По словам Екатерины Зиборовой, в целом российская кукольная культура еще очень молода.

«В советское время, — рассказывает она, — подобное увлечение было практически немыслимым хобби. Коллекционные куклы появились в нашей стране только в 1990-х, активное сообщество коллекционеров начало формироваться в середине 2000-х, а свобода самостоятельно заказывать кукол за границей через Интернет стала реальностью лишь несколько лет назад благодаря появлению PayPal».

В заметных объемах куклы BJD появились в России лишь 4–5 лет назад. В 2010 году, по рассказам инсайдеров рынка, мода на них достигла пика, но сейчас волна несколько схлынула, и «в теме» остались только те, кто действительно глубоко увлечен этой субкультурой. Подтверждением служит тот факт, что сегодня выше спрос на кукол, требующих кастомизации, в которых нужно еще вложить много своей фантазии и стараний.

А на пике моды популярнее были «шарнирки» лимитированных серий — то есть уже готовые образы. Родоначальница BJD-мании в мире — японская компания Volks, которая стала первой производить шарнирные куклы для взрослых коллекционеров в начале 2000-х. Основную массу кукол BJD, обращающихся сегодня на российском рынке, делают в Китае, Японии и Корее (азиатскую продукцию называют на рынке ABJD — Asian ball jointed dolls).

Подобные куклы имеют много общего с культурой «анимэ» в силу своего происхождения и эстетических канонов, поэтому среди любителей BJD в России много «анимэшников». Производство таких кукол — в подавляющем большинстве случаев ручной труд, которым в студиях-мастерских занимаются несколько человек: художник, технолог. Хотя существует и ряд довольно крупных и известных компаний-производителей — например, Dollmore, Dollzone, SOOM, Fairyland. И все же BJD-производство — явление далеко не массовое. 90% кукол делается под заказ по предоплате. Производители не держат больших складов, ведь их товар — дорогостоящий и штучный: спрос просчитать не просто.

При этом, как подчеркивает Екатерина Зиборова, из‑за того что производство кукол BJD чаще всего малое и организовать его может, по сути, любой желающий, практически невозможно систематизировать рынок и составить исчерпывающий список действующих BJD-компаний — а значит, и понять объемы рынка. Кроме азиатской индустрии BJD, рынок шарнирных кукол включает такой узкий сегмент, как авторские BJD, которые создаются отдельными мастерами и далеко не всегда выходят в тираж.

Практически нет сведений и об объемах продаж кукол BJD в России, так как чаще всего покупки осуществляются частными лицами. Кукол BJD обычно покупают напрямую у фирм или частных авторов-художников через Интернет либо у официальных представителей, которые имеют возможность держать привлекательные цены. По сведениям Сони Карамелькиной, которая курирует BJD-сообщество на Diary.Ru, раз в неделю в Москву приходит десятикилограммовая посылка с куклами BJD, но это лишь приблизительная прикидка.

Кроме того, существует вторичный рынок BJD, где своих кукол продают друг другу частные лица. В российских магазинах и галереях азиатские BJD представлены редко — и совсем не в том объеме, в каком их можно найти в Азии.

Марина Бушуева, владелица «Аукционного дома кукол» (АДК), полагает, что в России вряд ли будет успешен специализированный магазин, торгующий куклами BJD. У нее есть опыт в продажах «шарнирок»: аукционный дом занялся ими официально одним из первых в России примерно четыре года назад. Бушуева, активная бизнес-леди, возглавляющая транспортную компанию, куклами интересуется давно: коллекционирует их и продает. Однажды, увидев случайно в Интернете азиатскую «шарнирку», она в нее буквально влюбилась и купила на сайте одного из китайских производителей.

«Когда через два месяца ко мне приехала моя первая кукла, я поняла, что Китай бывает разный, — рассказывает Марина. — Мы же привыкли к тому, что Китай — это дешево и плохо. Но как качественно там делают кукол! Каждая строчка, каждая бусинка на ботиночках и платьях — все идеально, продумано, проработано. Я достала куклу из коробки — и мои дети взвизгнули и отскочили. Она была как живая!»

Бушуева решила поторговать в России BJD, при этом особо не рассчитывая на прибыль: «Когда я привезла сюда первых 10–15 кукол, то думала так: продадутся — хорошо, не продадутся — оставлю себе и не расстроюсь ни капельки». Но куклы, при закупке стоившие 400–500 долларов каждая, разошлись весьма быстро. Покупатели даже в очередь выстраивались.

Бушуева стала плотно работать с производителями BJD по дилерским договорам, набрав пул примерно из восьми брендов. Однажды даже заказала у компании-производителя Dollzone серию кукол специально для России — мальчика Ивана (Ivan от Dollzone). «Дело было не в экономике и не в прибыли, — объясняет Марина. — Мне хотелось справедливости: для Америки есть своя «лимитка», для Германии и Китая — тоже, а для России — нет».

Бушуева не рассматривает свой кукольный бизнес как серьезный источник заработка. По ее словам, офис в центре Москвы, с кабинетом, где нет ни одной полочки и угла без колоритной куклы, за счет этой торговли не окупился бы. Оплачивать его позволяют другие бизнесы. Продажи кукол приносят определенную прибыль: если бы не аренда помещения, то эта деятельность была бы и «плюсовой», поясняет Бушуева. Тем более что продажами кукол у нее занимается всего пара сотрудников.

«Накрутка» на кукле составляет, по словам Бушуевой, не более 10–15%. Она объективно ограничена тем фактом, что нет смысла продавать куклу намного дороже, чем если бы клиент приобрел ее сам на азиатских сайтах. Чтобы привлекать покупателей, АДК предоставляет возможность рассрочки: можно заплатить сразу только 70% стоимости покупки. К тому же Марина Бушуева полагает, что для многих важна возможность прийти и лично пообщаться с ведущим продажу менеджером, посмотреть куклу на складе.

Продажами кукол BJD в России, кроме «Аукционного дома кукол», занимается еще несколько Интернет-проектов, основанных российскими командами. Например, Manga-zin.net, торгующий товарами на японскую тематику для поклонников анимэ, а также наиболее популярный среди любителей «шарнирок» «Отаку-Шоп», расположенный во Владивостоке и имеющий определенное конкурентное преимущество в виде территориальной близости к Китаю. По словам участников рынка, производители дают своим представителям существенные скидки — до 30% на куклу, за счет чего уже можно неплохо существовать.

В меньших масштабах это бизнес для многочисленных посредников, обитающих на ресурсах поклонников BJD. Они зарабатывают свой процент, оформляя и обслуживая заказы на кукол на сайтах производителей. Для тех, кто сам не способен это делать, ленится или не имеет времени, чтобы потом ездить за посылками. Посредник может заработать от 15 до 80 тысяч рублей в месяц. Но ему придется поволноваться. Ведь общая проблема для всех продавцов кукол (и для покупателей тоже) — долгие сроки исполнения и доставки заказов, вплоть до трех месяцев.

Покупатели, заплатившие деньги вперед, нервничают и «достают» посредников или менеджеров, а те порой даже не имеют возможности общаться с производителем. Фирма может просто в какой-то момент перестать отвечать на письма, потому что мастер по куклам (иногда он единственный сотрудник «фирмы») заболел или уехал. Добавляет сложностей и российская почта, имеющая свойство задерживать доставку посылок, а то и вовсе их терять. По словам Елены, посредника по продаже BJD, однажды ЕМС потеряла шестикилограммовую коробку с большим «мальчиком» BJD ростом в 70 сантиметров. Ситуацию спасло только то, что производитель во избежание проблем решил сам возместить ущерб и выслал новую куклу.

Кроме продавцов, вокруг BJD кормится небольшая «индустрия» мастеров. Это художники, зарабатывающие на «мэйкапах» (макияже), специалисты, занимающиеся перетяжкой кукол BJD, которые могут состоять из нескольких десятков деталей, швеи, отшивающие кукольную одежду — иногда не дешевле человеческой, умельцы, делающие для кукол украшения и изысканные парики, домики и игрушечную мебель, автомобили и прочие «аксессуары».

По словам Елены, на «мэйкапах» для кукол мастера могут заработать 30–40 тысяч в месяц (стоит эта процедура 60–100 долларов), но обычно они не выдерживают долго: в этой работе активно используются химические вещества, а постоянно дышать «химией» никому не хочется. Примерно такой же уровень дохода — у тех, кто шьет кукольную одежду. Как говорят в среде поклонников BJD, купить куклу — значит получить дополнительный источник постоянных расходов, ведь за ней придется ухаживать так же тщательно, как за собой.

Организация производства шарнирных кукол, судя по развитию этой индустрии в восточных странах, не самое громоздкое и сложное дело; так почему бы этой индустрии не процветать и в России? Однако пока обилия таких проектов не наблюдается.

Тем не менее, в нашей стране довольно много талантливых мастеров, делающих шарнирные куклы в порядке самозанятости. Как рассказывает Оксана Миронова, автор шарнирных кукол, при этом используются профессиональные литьевые материалы: кроме полиуретана, это может быть фарфор или флюмо. «На создание кукол, — говорит Оксана, — уходит очень много времени, и это одна из основных причин их высокой стоимости. Если говорить усредненно, то работа над одной куклой занимает месяц, даже если она тиражная. Труд очень кропотливый и нервный, требующий много знаний и умений — начиная от пластической анатомии и заканчивая портняжными и обувными навыками. Добавьте к этому крошечный размер — и станет понятно, почему кукла создается так долго. Стоимость разнится в зависимости от материала и сложности изготовления, но, по сложившемуся уровню цен, нижняя планка составляет около 20 тысяч рублей». Если же кукла делается из фарфора, то ее изготовление может длиться несколько месяцев, рассказывают мастера.

Мастера-кукольники — экзальтированные люди, которые часто бросают работу ради хобби и делают кукол фанатично: каждый день, не теряя ни часа. Анна Кучеренко, автор кукол с Украины, делится своей историей: «До недавнего времени я совсем мало знала о куклах. Но однажды на российском форуме увидела, как люди сами, своими руками делают шарнирную куклу. И меня проняло. Я тоже решила попробовать свои силы. И вот теперь я делаю авторскую «шарнирку». Сегодня для меня куклоделие — единственный источник дохода. Я работаю под заказ, а также стараюсь не стоять на месте и постоянно делать что-то свое. Например, при подготовке к выставкам или когда есть определенная задумка, идея. Это очень затягивает, я уже не могу не делать кукол. Даже если заказов не будет совсем, я не перестану этим заниматься».

«Ради кукол я оставила свою прежнюю работу, — рассказывает кукольный мастер из Москвы Елена Акимова. — Пробовала работать на заказ, и в итоге ко мне выстроилась очередь из ожидающих на полтора года вперед. Это не стимулирует, это немного пугает… Поэтому я прекратила запись желающих купить мою куклу. Свобода освобождает разум. Как ко мне приходят идеи? Просто вдруг рождается образ куклы с мельчайшими деталями и цветовыми сочетаниями. А иногда он придумывается постепенно: я ежевечерне раскладываю вокруг себя свои кукольные сокровища и составляю возможные сочетания тканей, кружев… Я часто вижу кукол во сне, а наутро рисую эскизы».

Но эти случаи — частные. Хотя, как говорит Оксана Миронова, сейчас прослеживается тенденция к тому, чтобы кукольное дело стало некой пусть и маленькой, но все же индустрией, по аналогии с классической азиатской BJD. «Художник-кукольник может создать образ и модель, а тиражирование доверить специализированным фирмам, — поясняет Оксана. — Конечно, фарфор по-прежнему остается элитным материалом, с которым работает только один человек, но вот полиуретановых кукол можно отправить на отливку как в Азию, так и в Москву: такие мини-фабрики существуют и несколько именитых авторов уже отливают своих кукол в Москве».

Екатерина Зиборова также отмечает, что в России с недавнего времени можно заказать тиражи кукол, и многие художники так делают, предпочитая не покупать дорогостоящее профессиональное оборудование для работы с полиуретаном и не подвергать свое здоровье риску (жидкий полиуретан токсичен).

Впрочем, речь идет о единичных проектах. Профессионально занимается отливкой кукол расположенная в Угличе студия Светланы Пчельниковой — известного автора кукол и нескольких благотворительных проектов, в том числе StarDolls. Студия, рассказывает Светлана, работает на заказ для известных мастеров: например, отливает куклы для именитых в кукольном мире сестер Екатерины и Елены Поповых. Материалы в основном закупаются за границей, ибо в России нет качественного пластика в нужном количестве (это одно из самых серьезных препятствий для развития больших кукольных производств). Отливка кукол для Светланы Пчельниковой — по ее словам, прибыльный бизнес, но конкретных цифр она не называет.

Кроме того, тиражным производством кукол занимается московская студия Studio Milim, выпускающая мини-«шарнирки» — девочек со смешными именами Таник, Наталик, Лизик — тиражами в 100–200 молдов (молд — техническое обозначение уникальной лепки лица куклы). Эти куколки с соломенными волосами похожи на русских девушек и юношей и не имеют ничего общего с азиатскими «анимэшными» BJD. Студия только начинает работу, и говорить о каких-то достижениях рано.

Значительно раньше заявила о себе мастерская MOOQLA. Куклы-«муклы», появившиеся на свет в середине 2000-х, стали одним из немногих кукольных российских брендов. Их автор — художник и модельер, в прошлом телесценарист Полина Волошина, переквалифицировавшаяся в кукольницу. Ее «муклы» стали культовыми объектами и обрели свой круг поклонников, хотя многим они и кажутся страшноватыми. Это истощенные девочки-подростки с пухлыми губами и торчащими ключицами, немного грустные и угловатые. У каждой есть имя и легенда: они «учатся» в элитных школах и «страдают» от недостатка родительской заботы. Проект MOOQLA, как несколько лет назад рассказывала в интервью Полина Волошина, в свое время имел оборот примерно в $700 тысяч в год; в месяц мастерская делала 150 кукол, которые в розницу расходились по $400.

«Муклы» продавались и за границей, в престижных европейских универмагах и галереях. Но сегодня проект практически не напоминает общественности о себе, его сайт явно «полумертв», и активной рекламы «мукол», как в былые годы, не наблюдается. По словам участников рынка, MOOQLA некоторое время назад очень дешево заказала отливку кукол в Корее, стремясь поднять рентабельность, но качество работ оказалось крайне низким, и в итоге этот шаг привел компанию к убыткам.

В России в принципе пока нет своих, весомых кукольных брендов, представляющих интерес для коллекционеров во всем мире и способных сравниться по популярности с американской Барби или диснеевскими персонажами. Если не считать таковым простоватую, хотя и, спору нет, милую каждому русскому сердцу матрешку.

Вполне возможно, новые кукольные проекты и мастера будут появляться именно в сфере BJD. По крайней мере стойкий интерес к этим куклам, по словам Екатерины Зиборовой, в нашей стране сохраняется. «Сейчас, — заключает она, — сообщество поклонников и владельцев BJD производит впечатление наиболее активного среди российских кукольников вообще, поскольку BJD, в отличие от большинства других типов кукол, дают, пожалуй, наибольший простор — как для собирателей, стремящихся заполучить в свою коллекцию раритеты, так и для людей, которым важно активное взаимодействие с куклой, самовыражение, творчество».





© Kimberly Club 2004-2008
Егоренкова Юлия. Все права защищены.
Условия использования материалов данного сайта