Что же получается: сохранение равновесия - непременное условие работы с человеческой фигурой? Да. Но не всегда. Все зависит от задачи, которую вы перед собой поставили. Например, вам пришло в голову сделать человека, то ли привалившегося к стене плечом, то ли опирающегося на некую подставку - скажем, колонну или столик (13).
При работе над подобной композицией вам придется вынести нижнюю точку оси равновесия за площадь опоры - ведь стоящий рядом предмет должен принять на себя часть веса персонажа. В противном случае фигурка не «навалится» всей тяжестью на ту колонну, к которой прислонилась, а будет просто стоять около нее. И вам не удастся достичь желаемого эффекта.
И наконец, «высший пилотаж» - ось равновесия вовсе ушла за площадь опоры и при этом персонаж не имеет никаких отдельно стоящих «подпорок». Значит, фигура сделана неверно? А вот и нет. Солдат бежит, сломя голову (14). Или падает убитый - но исключительно следуя задумке автора, а не вследствие «производственного брака». Это суперсложная штука, и браться за подобную композицию следует, до тонкостей освоив не только данную тему (что не трудно), но и набив руку на более простых постановках фигуры, научившись «владеть телом персонажа», освоив тонкости анатомии.
Впрочем, затраченные на приобретение опыта усилия окупятся сторицей - безупречно выполненная фигура падающего или бегущего человека вызовет заслуженный восторг и здоровую зависть коллег по увлечению и благосклонных зрителей.
|