Наложим на короткую прическу шевелюру «побогаче», чтобы на этом примере отработать некоторые приемы. Большую массу волос лучше составлять из отдельных прядей. Представим себе, что наш герой не подозревает о существовании цирюльников и обрезает свои волосы ножом, причем от случая к случаю.
В ход вновь пойдет швейная игла. Нанесем ею насечки-волоски. Двигать инструмент надо строго вдоль прядей и по направлению роста волос - от корней. По мере приближения к краю «волосяной массы» нажим лучше несколько увеличить, чтобы к концу движения инструмент вошел в пластилин поглубже, прорвал его и заставил свисать отдельными «сосульками». Иглой можно не только чертить линии, но и создавать небольшие автономные массы пластилина. Для этого достаточно сильнее надавливать ею в тех местах, где мы хотим отделить одну прядь от другой.
Давайте еще сделаем усы - тренировки ради. Пусть они будут густые и длинные. Начало им положат две заготовки, которые мы прилепим на верхнюю губу непосредственно под ноздри, оставив нетронутой центральную ложбинку.
Не доходя до углов рта усы (если они «по-военному» пышные), начинают свисать на верхнюю губу, закрывая порой и часть нижней. Прилепив заготовки, прижмем их лопаточкой стеки вдоль верхнего края, чтобы они и впрямь стали расти из губы, но сохраним ступеньку по нижнему их краю. Сделаем на усах «волосяную насечку». Они должны начинаться почти из ноздрей, а относительно центральной ложбинки на верхней губе устремляться вниз и в стороны.
Мы завершили работу над головой человека. Если вам придется по душе это занятие, то у вас будет еще много таких маленьких праздников - законченных портретов. Но этот, первый, может быть слегка корявенький, навсегда останется в вашей коллекции подлинным шедевром. Скоро, набравшись опыта, вы, наверное, станете поглядывать на него с пренебрежением. Не стоит. Он дороже любых, даже самых удачных ваших работ. Потому что первый. И значит - уникальный.
|